Радиоэкспедиция в горы Кавказа. Часть 1

Из прошлого. Июль 2013г.

Принять участие в горной радиоэкспедиции меня пригласил Сергей Смоленцев - руководитель Федерации альпинизма Ростова в Адыгее, а так же начальник горного экспедиционного отделения RT9K/6. К назначенному сроку я приехал в пос. Каменномостский, где познакомился с остальными участниками группы. Коллектив собрался небольшой, но дружный. Кроме нас с Сереем, в него входили Мария Демина, Настя, Паша и Света из Волгограда. На следующий день мы выехали в Карачаево-Черкессию. Наш путь лежал в альплагерь Узункол, что почти на границе в Грузией.

Пройдя все формальности на програнзаставе, мы пересели на другую машину, которая доставила нас в альплагерь. Там мы установили большую палатку-полубочку, которая стала нашим домом на ближайшие две недели.

Лагерь находится на высоте 2100 м. над уровнем моря, а вершины, на которые мы планировали подниматься - 3800 м, поэтому в первые дни необходимо акклиматизироваться. Лучше всего привыкнуть к разряженному воздуху позволяют небольшие прогулки в окрестностях лагеря. На следующий день мы вышли в соседнее ущелье Мырды, что означает топь, болото.

Поднялись к небольшому ручью.

Виднеется Главный Кавказский хребет. По нему проходит граница.

Спускаемся в лагерь. Завхоз за работой.

Следующий день был посвящен занятиям по технике передвижения в связках. Мы поднялись на склон ущелья напротив альплагеря.

К обеду небо затянулось тучами, заморосил дождь.

На следующий день были занятия с веревкой. Отрабатывали спуск-подъем, взаимодействие связок.

К обеду опять наползли тучи.

Из радиоаппаратуры мы использовали трансивер FT-817 с усилителем 200 Вт. Питалось все бензогенераторм 800 Вт и автомобильным аккумулятором 55 А/ч. Для питания трансивера на выходе у нас был АКБ 7А/ч. Из антенн были натянуты треугольник на 20м, магнитная рамка 40м и переключаемый инвертед 20/40м. Так же для высокогорья была укороченная телескопическая антенна.

Меня больше привлекает автономный QRP вариант.

Обычно на восхождения выходят с промежуточным лагерем. Из альплагеря подниматся на ночевки, а на следующий день налегке заходят на вершину. Но поскольку дождливая погода могла сорвать наши планы, было решено идти на вершину за один день. В качестве первой выбрали вершину 40-летия ТаССР по самому легкому маршруту 1Б сложности. Ранний подъем в 4 часа, быстро позавтракали, вышли еще затемно. Рассвет застал в дороге.

Ущелье Кичкинекол.

Пока еще все веселые.

Дошли до места ночевок. Доломитские озера.

Привал. В пути уже 6 часов.

Взгляд назад. Вроде бы кажется что недалеко, однако расстояния в горах очень обманчивы.

Поднимаемся дальше. Проходим еще одно озеро. Нам на перевал и направо. Вершина - зуб на гребне перед снежной перемычкой.

Начался снег. Альпинизм - лучший способ перезимовать лето. Обязательно одеваем очки и мажемся солнцезащитным кремом. Погода пока хорошая.

На перевале. По ту сторону хребта.

От туда мы пришли. Подъем на перевал занял еще 4 часа.

Дальше идти по гребню. Хоть маршрут и легкий, падать есть куда, поэтому одеваем обвязки, связываемся.

Куда там идти?

По гребню.

Взлет перед вершиной.

На вершине.

Панорама.

С перевала до вершины шли 3 часа. На часах уже 17:00. С ГКХ надвигаются тучи. Сергей торопит всех вниз.

На спуске.

Наползает туман. Торопимся вниз.

Темнота нас застала на спуске в ущелье. Включили фонарики, но периодически наползающий плотный туман рассеивает свет и трудно что-либо рассмотреть даже у себя под ногами. В альплагерь вернулись в час ночи. Шатающейся походкой еле доковыляли до своей палатки. Все, спать. Все вопросы - утром.
На следующий день пошли к начспасу лагеря. Была небольшая беседа о восхождении, о самочувствии, об ощущениях. Все-таки очень редко кто совершает восхождения без промежуточной ночевки.

Следующие три дня были восстановительными. Мы гуляли по окрестностям, работали в эфире.