Основы занятий спортивной радиопеленгацией с младшими школьниками

Тип статьи:
Авторская

Сложившаяся ситуация диктует необходимость начинать работу с детьми в возрасте 8-9 лет. Однако опубликованных методических наработок по организации занятий спортивной радиопеленгацией с младшим возрастом на момент написания настоящей работы нет. В предлагаемой статье сделана попытка немного заполнить этот пробел.

Введение

В настоящее время можно отметить факт, что возраст, с которого начинаются занятия в секциях спортивной радиопеленгации с каждым годом снижается. Отчасти это связано с процессом акселерации — более раннего развития детей. Отчасти, с преодолением некоторого тренерского консерватизма. Немаловажное значение сыграли и определенные трудности, испытываемые при комплектовании групп начальной подготовки, возникшие вследствие высокой конкуренции различных форм досуга и демографической ситуации в стране.

Таким образом, ситуация диктует необходимость начинать работу с детьми в возрасте 8-9 лет. Однако опубликованных методических наработок по организации занятий спортивной радиопеленгацией с младшим возрастом на момент написания настоящей работы нет.

Цели учебно-тренировочной работы

Целью учебно-тренировочной работы с младшими школьниками ни в коей мере не является достижение высоких спортивных результатов в кратчайшие сроки.

Цель — физическое развитие ребенка, как база для спортивной подготовки в будущем, привитие интереса к виду спорта, формирование базовых тактико-технических навыков.

Объемы учебно-тренировочных нагрузок

В качестве одной из задач, направленной на достижение поставленной цели следует выделить обеспечение оптимального уровня двигательной активности.

В [1] приведены гигиенические нормы двигательной активности. Для младшей группы это 15-20 тыс. шагов при энергетических затратах 2500-3000 ккал, и общей продолжительности двигательной активности 3,0-3,6 часа.

По двигательной активностью подразумевается выполнение бытовых и физкультурных нагрузок с интенсивностью по ЧСС более 100 уд. в мин.

Для удобства планирования тренировочной работы, представим эти показатели в недельном исчислении.

Таким образом, гигиеническая норма двигательной активности младшего школьника составляет в неделю 21- 25 часов в неделю.

Следует понимать, что с одной стороны в эту норму двигательной активности входит вся совокупная двигательная активность ребенка: прогулки, подвижные игры, домашняя уборка, катание на велосипеде и т.д.

С другой стороны, учебно-тренировочная работа в спортивной секции предполагает несколько более высокий уровень нагрузок.

В планировании тренировочной работы будем руководствоваться приведенными цифрами, внося соответствующие поправки в зависимости от периодизации подготовки.

Школьные уроки физической культуры занимают 90 минут в неделю ( с введением третьего урока — 135 минут). Т.к. на уроке, помимо развития двигательных качеств решаются также и другие задачи, реальное время двигательной активности на уроках физической культуры составит 1-1,5 часа в неделю, что не превышает, в лучшем случае, 6% от рекомендованных гигиенических норм двигательной активности.

Наиболее сложным является определение других форм двигательной активности ребенка. Если принять, что дорога в школу и обратно занимает ежедневно по 30 мин., активность на переменах по 15 мин., ежедневные прогулки по 1 часу, получим 12,25 часов неделю. Таким образом, для достижения рекомендованных норм двигательной активности объем тренировочной работы, выполняемой младшими школьниками на занятиях в спортивной секции должен составлять 6-10 часов в неделю.

Уровень двигательной активности у разных детей значительно отличается. Однако, более подвижные дети, более физически развиты и им доступны более высокие объемы двигательной активности. Для менее подвижных детей, объем двигательной активности на тренировках по спортивной радиопеленгации будет являться средством достижения гигиенических норм.

Рассмотрим теперь более подробно полную недельную учебно-тренировочную нагрузку младшего школьника.

На занятиях, кроме общефизической подготовки решается ряд задач по обучению основам техники и тактики спортивного ориентирования и спортивной радиопеленгации, выполняются упражнения, относящиеся к психологической подготовке — развитие памяти, внимания, логических способностей, воображения, ведется теоретическая подготовка.

В Программе детско-юношеской школы ДОСААФ и профсоюзов по радиоспорту [2] для группы начальной подготовки предусмотрено 65 часов на общефизическую подготовку при общем годовом объеме 276 часов. Таким образом, на физическую подготовку отводится 24% общего учебного времени.

Этой же программой предусмотрена беговая нагрузка 20-45 км в месяц (5-7 км в неделю)

Таким образом, при темпе 1 км за 9 минут, минимальный объем тренировочной нагрузки за неделю составляет 45-60 минут и соответственно минимальная учебно-тренировочная нагрузка — 3-4 часа в неделю.

Таким образом, при недельной нагрузке 4 часа, едва достигается гигиеническая норма двигательной активности. Для достижения поставленных целей и заложения прочного фундамента будущих высоких спортивных результатов рекомендуется учебно-тренировочная нагрузка не менее 6 часов в неделю. Эта нагрузка соответствует предусмотренной в Программе ДЮСТШ [2].

Таким образом, при двухразовых учебно-тренировочных занятиях продолжительность занятия — 3 часа.

Однако наиболее целесообразным представляется организация тренировок 3 раза в неделю, при этом два занятия в будние дни по 1,5 часа (2 урока по 45 мин) и 3-х часовое занятие в воскресенье.

Задачи решаемые в процессе учебно-тренировочных занятий с младшими школьниками

Физическая подготовка

Физическая подготовка младшей группы должна носить общефизический и общеразвивающий характер. Однако в планировании физической подготовки следует учитывать специфику вида спорта, поэтому в качестве одного из основных средств физической тренировки будет являться бег.

При этом, для гармоничного развития ребенка необходимо, чтобы в микроцикле тренировочному воздействию подвергались все механизмы энергетического обеспечения двигательной активности. Однако следует соблюдать высокую осторожность при выполнении работы анаэробно-лактатного характера, чтобы избежать переутомления.

Таким образом, в тренировочные занятия следует включать:

Общеразвивающие — разминочные упражнения, состоящие из всевозможных наклонов, маховых движений, «растяжек» и т.п.

Прыжковые упражнения.

Бег на короткие отрезки — 30-50 метров, специальные беговые упражнения (бег с подъемом бедра, захлест голени, подскоки, гигантские шаги, бег с разворотами, бег задом наперед, приставные шаги, бег боком с перехлестом ног («нога за ногу», «путанка») и т.п.)

Бег на отрезки 200 метров.

Бег на 2-3 км.

Опыт показывает, что младшие школьники не в состоянии выполнять длинную монотонную работу и даже двухкилометровая дистанция является для многих детей непосильной. Следует понимать, что сложности в преодолении 2-3 километровых дистанций носят как правило психологической характер. Однако ни в коем случае не следует подгонять детей — это приведет лишь к снижению мотивации к занятиям. В этом случае наиболее важное значение имеет не пройденная дистанция, а продолжительность непрерывной физической нагрузки.

Поэтому, нужно облегчить детям задачу, внося в тренировку игровые и соревновательные элементы для повышения эмоционального фона занятия. Для детей естественно переходить во время длительного (для них 10-20 минут это длительный бег!) на шаг, балуясь догонять и перегонять друг друга. Не следует препятствовать занимающимся самим превращать тренировку в игру. Переменная нагрузка (фартлек), которая выполняется ими во время такой тренировки играет важную роль в повышении уровня выносливости и общефизического развития.

Следует включать в занятия всевозможные подвижные игры — футбол, догонялки, игры с элементами ориентирования — «отметун», «лабиринт», «мини-ориентирование».

Тренеру следует понимать, что в возрасте 8-9 лет ребенок не в состоянии стремиться к каким-то далеким и высоким целям. Ему интересен сам процесс занятий, движение, общение со сверстниками, романтика и приключения на лесных трассах.

Педагог должен сделать занятия настолько комфортными и привлекательными, чтобы дети шли на тренировку с удовольствием, с нетерпением ждали следующего занятия.

Однако, все вышесказанное не должно выходить за рамки дисциплины, призванной обеспечить безопасность занятий и соблюдения общепризнанных правил поведения в общественном месте.

Умение тонко чувствовать грань между занимательностью и озорством — важная составляющая педагогического мастерства тренера.

Психологическая подготовка

Рассмотрим основные направления психологической подготовки. Определим перечень качеств, которые в будущем станут залогом высоких спортивных результатов в спортивной радиопеленгации.

Память — кратковременная и долговременная. Кратковременная память необходима для запоминания фрагмента карты, с целью последующего перевода в объекты местности и наоборот — запоминания окружающей ситуации, с целью перевода ее на язык картографических символов. Кратковременная память нужна также для того, чтобы спортсмен реже обращался к карте, экономя драгоценные секунды.

В развитии кратковременной памяти важно обратить внимание на скорость запоминания, объем памяти и точность воспроизведения.

Долговременная память имеет также очень важное значение. Целенаправленное развитие памяти, помогает более быстрому усвоению знаний, их активному применению в спортивной и повседневной практике.

Внимание — это качество позволяет спортсмену не упустить из рассмотрения детали местности, которые могут сыграть роль в точности ориентирования, погрузиться в решение тактико-технических задач не отвлекаясь на сбивающие факторы. В развитии внимания следует обратить внимание на «объем внимания» — то есть способность наблюдать одновременно наибольшее количество стимулов, «устойчивость внимания» — способность находится в состоянии сосредоточения наиболее длительное время, «переключение внимания» — способность качественно выполнять одновременно различные виды работы. В спортивной радиопеленгации переключение внимания имеет важное значение, т.к. спортсмену на дистанции требуется непрерывное сосредоточение на процессе ориентирования, прослушивании и пеленгации передатчиков, контроль за состоянием грунта («смотреть под ноги»).
Воображение — способность строить мысленные образы. Одно из важнейших качеств спортсмена-ориентировщика и «охотника». На протяжении всей дистанции спортсмену необходимо «читать карту» — то есть переводить картографическое изображение в образ местности, сравнивать видимый образ местности с воображаемым, получать информацию о собственном положении на карте и относительно объектов местности. Также необходимо «читать местность», то есть представлять, как может изображаться видимая местность картографическими символами.

Воображение играет ключевую роль в привитии навыка «мышления вперед», на котором зиждется успешность и результативность в будущем. Спортсмен должен спрогнозировать по карте место, куда собирается прибежать и лишь после этого начать движение. Детально представить образ местности по рисунку карты можно лишь при развитом воображении.

«Охотнику» так же требуется представлять в образе звучание того или иного позывного «лисы», что необходимо для быстрой и точной настройки на частоту передатчика, представлять взаиморасположение контрольных пунктов дистанции, старта, финиша и собственного местоположения.

Интеллект — помогает спортсмену строить стратегический и тактический планы действий на дистанции, выбирать оптимальный вариант обнаружения передатчиков и вариант пути движения, оценивать степень риска при выборе той или иной тактики. Будем рассматривать способности к синтезу, анализу, обобщению, конкретизации, логике.

Все эти качества поддаются тренировке и могут развиваться посредством выполнения специальных упражнений.

Большинство дидактических средств для развития психологических качеств представляют собой различные тестовые задания на листе бумаги, плакаты либо компьютерные программы-тренажеры.

Развитие памяти

В качестве упражнений для развития памяти можно давать для запоминания и последующего воспроизведения различные простейшие фигуры, слова, числа. Более сложные задания — разучивание стихов, фрагментов текста на родном или иностранном языке.

Полезное упражнение для развития памяти — «перевертыши». На обратную сторону старой спортивной карты наклеиваются фрагменты такой же карты. Спортсмен запоминает фрагмент и ищет его на карте. Еще одно упражнение — «переколка». На карту наносится несколько десятков контрольных пунктов. Необходимо перенести их точное расположение на чистую карту. Между образцом и чистой картой расстояние 5-20 метров. Оба приведенных упражнения развивают также объем внимания.

Развитие внимания

Одним из классических упражнений на развитие внимания является так называемая корректурная проба. Ученику предлагается просматривать текст, либо несмысловой набор букв или любых других символов и вычеркивать какие-либо наперед заданные символы.

Задание можно усложнить, если подчеркивать разные символы разными способами (обводить, зачеркивать, подчеркивать одной или двумя черточками).

Другое упражнение — таблицы Горбова. Это таблицы размером 5х5 клеток, в которых случайным образом разбросаны числа от 1 до 25. Ученику требуется последовательно найти все числа. Задание можно усложнить поручив искать числа в обратном порядке или внеся в таблицу цифры различных размеров и формы.

Разновидность таблиц Горбова — двухцветные таблицы Горбова-Шульте помогут развить способности к переключению внимания. Эти таблицы имеют как правило размер 7х7 клеток в которых размещены числа от 1 до 24 (25) двух цветов. Ученику необходимо найти: черную 1, красную 25, черную 2, красную 24 и т.д.

В качестве специализированных упражнений можно задавать поиск на насыщенной карте определенных условных знаков.

Развивают внимания и всевозможные упражнения на отслеживание по различным лабиринтам взглядом.

Развитие воображения

«Волшебный карандаш» [3] — одно из самых удачных упражнений на развитие воображения младших школьников.

Учащимся демонстрируется замкнутая ломаная типа «вверх, вниз, вправо, влево». Учащиеся за 15-40 секунд, стараются запомнить зрительный образ показанной им фигуры. Затем рисунок убирается, и один из учащихся произвольно выбирает любую точку, откуда будет начинаться рисование. Другим ребятам эту точку показывать не нужно. Выбравший начальную точку делает «первый ход» — называет направление рисования линии фигуры воображаемым карандашом на воображаемом листе из выбранной точки. Например, «вправо». Следующий учащийся делает второй ход, как бы продолжая линию, нарисованную товарищем. Причем, он может посчитать начальной не точку выбранную предыдущим участником, а какую-либо другую.

Можно достичь высокого эмоционального фона занятия, если применять символическое «наказание» для допустившего ошибку. Например, выполнение какого-нибудь физического упражнения. Причем игру можно строить по принципу «верь-не верь», т.е. «виноватым» считается тот, кого поймали на ошибке. Например, участник №2, допустил ошибку, участник № 3 ее не заметил и продолжил, игру остановил участник № 4. Тогда «виноват» участник №3.

Для обеспечения справедливости, педагог должен рисовать фигуру на клетчатой бумаге вслед за детьми.

Практика показывает, что достаточно 3-4 занятий для успешного овладения этими упражнениями. От занятия к занятию следует выбирать более сложные фигуры.

Следующее упражнение носит более специализированный характер. Понятия «влево-впрао-вниз-вверх» заменяются соответственно на «запад-восток-юг-север». Упражнение усложняется от занятия к занятию поворотом направления линии севера.

Дальнейшее усложнение упражнения достигается введением дополнительных направлений (северо-восток и т.п.). А затем снова поворотом северных линий на угол кратный 90 градусам или даже 45 градусам.

Выполнение данного упражнения в его усложненных вариантах, требует несколько большего количества занятий (5-6).

Полезными упражнениями на развитие воображения являются тренировки в парах во время бега.

Например — игра в «Крестики/нолики» в уме. Детям предлагается играть в игру на воображаемом листе бумаги. Клетки обозначаем — центр, север, северо-восток, восток и т.д.

Другой вариант упражнения — двигаем муху по клетчатому полю — задача не дать мухе покинуть поле.

Более специальный характер носит топографический диктант, когда дети отслеживают по карте свой путь под диктовку преподавателя. Топографический диктант можно применять в парах во время бега.

Развитие других психологических качеств.

Упражнения для развития навыка самоконтроля, поддержания психологического равновесия — это угадывание интервалов времени без часов. Рисование карандашом между двумя извилистыми линиями. Это упражнение развивает также мелкую моторику пальцев и обеспечивает в будущем точную рисовку пеленгов и точную и быструю настройку на частоту лисы.

Обучение ориентированию

Основные знания, умения, навыки

Понятие о карте местности, как об уменьшенном и упрощенном ее изображении.

Понятие о компасе и сторонах горизонта.

Основные условные знаки спортивных карт.

Три «кита» ориентирования: думать вперед, ориентировать карту, держать палец в точке своего местонахождения.

Умение отмечаться компостером в контрольной карточке или чипом

Чтение и понимание технической информации

Заполнение контрольной карточки

Крепление компаса и контрольной карточки

Ориентирование по линейным ориентирам по «нитке»

Ориентирование по линейным ориентирам в заданном направлении

Контрольное время и «аварийный азимут».

Обучение радиопеленгации

Основные знания, умения, навыки

Понятия «громко», «тихо», «самый громкий», «самый тихий».

Когда меняется громкость — при вращении ручки «усиление», при повороте антенны, при приближении к передатчику.

Что такое «равносигнальная зона».

Куда «показывает» приемник.

«Слепой поиск»

Настройка на частоту.

Поиск микромаячка на расстоянии до 300 метров.

Литература

  1. Настольная книга учителя физической культуры /Авт.-сост. Г.И.Погадаев; Предисл. В.В.Кузина, Н.Д.Никандрова. — 2-е изд., перераб. И доп. — М.: Физкультура и спорт, 2000. — 496 с., ил.
  2. Программа детско-юношеской школы ДОСААФ и профсоюзов по радиоспорту (Отделение спортивной радиопеленгации) Часть1. — Москва, 1987 г. (Утверждена Управлением технических и военно-прикладных видов спорта ЦК ДОСААФ СССР 7.09.1987 г.)
  3. Рогов Е. Настольная книга практического психолога в образовании. М., Владос 1996 г.
03.07.2014
3107

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!